Бердибай Альбина Сабитқызы
Маңғыстау облысы, Ақтау қаласы,
№21 жапы білім беретін орта мектебі
Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Аннотация
В статье исследуются различные инновационные технологии обучения русскому языку и целесообразность их использования с целью повышениея качества знаний учащихся, развития их интеллектуальных и речевых способностей.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К.Д Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка …».
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального развития ученика.
Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса у учащихся к урокам русского языка и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить мысль. Как справедливо заметила М.М. Разумовская, «проблема снижения грамотности состоит еще и в том, что правил много и все их удержать в памяти не так просто».
Следующая проблема – проблема обобщения и систематизации учебного материала. Она приобретает особую значимость при изучении программного материала по орфографии и пунктуации в школе в связи с тем, что в действующих учебниках материал одной орфографической и пунктуационной темы изучается дробно, иногда оказывается разнесенным по учебникам разных классов. При отсутствии обобщения это затрудняет формирование в сознании учащихся целостного, системного представления о той или иной орфографической закономерности.
Неверное, непоследовательное представление орфографического материала является одной из причин его формального изучения, приводящей к недостаточной культуре обобщения. Поэтому эффективность работы по обучению орфографии во многом определяется способами формирования в сознании учащихся представления о логической структуре изучаемого материала. В связи с этим актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию лингвистической активности учащихся на уроках русского языка.
Главная цель использования инновационных технологий обучения русскому языку – повышение качества знаний учащихся, развитие их интеллектуальных и речевых способностей.[8,55]
Понятийную базу инновационной методики русского языка составляют:
Принципы инновационного обучения русскому языку:
Принцип дидактической метафоризации лингвистических сведений,
принцип раскрытия творческих способностей приобретать активным путем знания в системе,
принцип взаимосвязи рационального и эмоционального.
Частнометодический принцип коммуникативной достаточности, функционирующий при отборе и оценке текстового материала, вводимого в уроки;
Методы инновационного обучения русскому языку:
метод проблемной наглядности,
метод лингвистической аллюзии,
метод активизации ассоциативных связей;
Приемы работы на уроках русского языка:
ассоциативный,
"немой" вопрос,
прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально- дидактическом и структурном уровнях.
Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:
в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),
в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).
Таким образом организационная сторона инновационной технологии, применяемой
на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок- дидактическая игра и урок-исследование.
Материально-дидактическая сторона инновационной технологии связана с новой функцией лингвистической наглядности, обеспечивающей управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций, и с опорой на специально организованную работу со словесными ассоциациями. При этом материально-дидактическая сторона инновационной технологии включает главное понятие -инновационная опора (лингвистическая метафора-образ и текст с "прозрачным" ассоциативным рядом) - и результаты ее трансформации: схема-опора, рисунок (картина)-опора, крок, компакт, учебный видео клип, инновационный опорный конспект; тематическая сетка текста и др. При такой организации инновационная опора, "провоцирующая" ученика на учебное действие, на "расшифровку" системно-структурной модели в режиме продуктивного творчества, выступает ориентировочной основой умственного действия.
Обязательное одновременное внимание ко всем сторонам инновационной технологии дает возможность третьей стороне, структурной, формировать работу в режиме творческого учения, ориентированного на снятие существующего противоречия между целью обучения и организацией содержания и процессом его присвоения.
Поисково-технологическая модель, построенная по законам инноватики, обеспечивает учителя педагогической технологией, которая в процессе обучения русскому языку трансформируется в учебную технологию ученика.
Анализ полученных результатов, отражающих реализацию проекта инновационного изучения русского языка как условия формирования учебной мотивации и усвоения знаний одновременно с общеучебными, общеязыковыми, речевыми, правописными и инновационными умениями, позволяет заключить, что такая организация учебно-познавательного процесса меняет не только стиль общения, тип мышления и методику обучения; меняется отношение подростков к предмету "русский язык" и русскому языку, и меняются они сами: растет положительная мотивация, самостоятельность в речемыслительной деятельности, укрепляются познавательные интересы, что проявляется в желании и умении учиться и положительно сказывается на важных качествах личности - наблюдательности, самооценке, саморегуляции.
Литература
1. Методические рекомендации к проведению уроков раздела "Стилистика и культура речи' (Для учителей школ и ПТУ). - Л., ЛГПИ, 1978. - 43 с.
2 Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии. - Л.: ЛГПИ, 1985. - 94 с.
Методические рекомендации к организации и проведению факультативных занятий по русскому языку в педагогических классах средней школы (в соавторстве). - Л.: ЛГПИ, 1987. - 59 с.