Урок русского языка в 5-м классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Нарымбетова Ш.Ә.

учитель русского языка и

литературы ШГ №148

 

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цели урока: 

-дать понятие о корне как морфеме;

-научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Обучающая: 

-познакомить учащихся со значимой частью  слова – корнем и однокоренными словами;

-формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.

Развивающая:

-развивать умения распознавать однокоренные слова, отличать однокоренные слова от разных форм одного и того же слова;

-развитие орфографической зоркости учащихся.

Воспитательная:

-воспитание любознательности и заботливому отношению к окружающей среде.

Тип урока: объяснение нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Методы обучения: частично-поисковой, объяснительно-иллюстративный.

Приемы: ролевое чтение, игра «Четвёртое лишнее», беседа по вопросам, работа по карточкам, тестовые задания, речевая тренировка.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, раздаточно-дидактический материал, опорная таблица, картинки.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать урок?

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться!

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Откройте тетради, запишите: число, классная работа.

   Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется «Корень слова».

1.Мотивация урока

   Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Поэтому, вы должны быть активными, внимательными и дружными. (слайд 1)

2. Актуализация знаний 

1. Что такое морфема? Морфема - значимая часть слова.

2. Что такое основа? Основа (негіз) – часть слова без окончания.  В основу слова входят корень, приставка, суффикс).

3. Что такое окончание? Окончание (жалғау) – это изменяемая часть слова). (слайд 2)

Молодцы, ребята! Страна «Корень слова» радостью открывает двери перед вами!

II. Проверка домашнего задания.

Упр. 146, 148 стр.67-68. Откройте тетради, проверим, какие предложение  вы записали, проверяем и исправляем ошибки, если есть.  

IV. Объяснение нового материала

   Корень слова-значимая часть.

   Над словами родственными держит власть.

   Выясни умело линию родства-

   Однокоренные подбери слова.

Корень  (түбір)- это главная значимая часть слова. Общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными (түбірлес сөздер). Например: земля, земляные, приземлиться. В слове может быть один корень (вода), два корня (водопад), три корня (автомотоспорт). Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. (слайд 3,4, 5)

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова

вход,  входной, входить; садовник, сад, садовый. 

у входа,  входом; садовнику, садовники, садовник. 

Ребята, Скажите, какая часть в данных словах является общим?

         -гора, горка, горный

         -снег, снежный, снеговик (слайд 6)

Это важно, надо запомнить!

1. Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу.

2. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова. (слайд 7)

1.  Работа с учебником. 

Откройте учебник на стр. 69, прочитайте определение.

Задание №1 (стр. 69).

Чтение текста по ролям

Беседа по вопросам

1. Работа с деревом корней.

2. О каком чудесном дереве вы узнали?

3. Можно ли без корня понять значение слова?

4. Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве?

 (слайд 8)

Задание №2 (стр.70). Выполнение задания по вариантам. (выяснить, что не понятно в упражнении). В каждой строчке найдите однокоренные слова.

Лист, листик, листва, цветок.

Золото, золотой, серебряный, золотистый.

Дождь, дождливый, дождевой, снег.

Жёлтый, зелёный, желтеть, пожелтеть.

Вода, водный, водяной, водитель.  

Взаимная проверка

2. Работа у доски. (работа по карточкам, класс выполняет вместе).

-вод- (вода, водный, водичка, подводный), -сад-(садик, садовник, садовод), -дом- (домик, домище, домашний, домострой, домишко), -груз- (грузить, грузовик, нагрузка, перегрузка, погрузка),   -жар- (жареный, жарить, пожарник, поджарить, жара), -лист- (листик, лиственный, листок, листопад, листочек.

   Давайте посадим слово – корень лес. ( Дети пишут на табличках и прикрепляют к дереву). Итак, слово лес разрослось и стало много слов. Каких? (лесник, лесок, перелесок, лесной, лесистый, лесоруб).

(слайд 9)

3. Речевая тренировка 

-Мы писали, а теперь немного отдохнём. Итак, речевая зарядка. Проговаривание скороговорки:

 Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

  Чертили черными чернилами чертеж

V. Закрепление изученного материала

1. Игра «Верю- не верю» 

-Верите ли вы, что солнце, солнечный, солнышко – однокоренные слова? (да)

-Верите ли вы, что строить, строитель, строиться – однокоренные слова? (да)

-Верите ли вы, что сад, садовая, садовый – однокоренные слова? (нет)

-Верите ли вы, что красный, красненький, краснеть – однокоренные слова? (да)

2.  Игра «Четвёртое лишнее»

-Назовите лишнее слово. 

1. кость, костный, коснуться, костный.

2. нос, носовой, носик, носить.

3. сгорел, горка, горняк, пригорок.

3. лесник, лесной, лестница, лесистый. (слайд 10)

   Молодцы, ребята! Контроль усвоения полученных знаний.

3.Тестовые задания. ( 1. В. 2. В. 3. Б. 4. А. ). Взаимная проверка.

1. Корень – это …

а) часть речи,

б) часть слова без окончание,

в) главная значимая часть слова.

2. Чтобы найти корень, нужно…

а) изменить окончание,  

б) изменить слово,

в) подобрать однокоренные слова.

3.В какой строке записаны однокоренные слова?

а) у входа, входить, вход,

б) земля, земляные, приземлиться.

в) лесом, леса, в лесу,

4. Однокоренные слова – это…

а) родственная слова, имеющий общая часть,

б) служит для связи слов в предложении,

в) это изменяемая часть слова.

IV. Домашнее задание. 

Упр.156, 157, стр.71. Написать, найти однокоренные слова.

Рефлексия

1. Что вы интересного узнали на уроке?

2. Чему научились на уроке?

3. Было ли вам интересно? (слайд 11)

V. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок

Ребята, спасибо за работу на уроке! До свидания. (слайд 12)

Пікір қалдыру

Код көрсетілмесе, бетті қайта жаңартыңыз